Аблесимов Н.Е. Концепции современного естествознания.
2. НАУКА, ВЕРА, РЕЛИГИЯ
1. ИТАК, НЕ ТОРОПЯСЬ, ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ
Оглавление
3. ТРИУМФЫ И ТРАГЕДИИ УЧЕНЫХ

Не в хлебе единомъ живъ будетъ человек,
но в великомъ глаголе…
Матф.. 4, 4

   Наука, религия, философия. Напомню четыре признака науки (Совет 1). Первый – наличие познаваемого объекта. Второй – истинность суждений о нем, проверяемая опытом. Третий – всеобщность (универсальность) и обязательность установленных закономерностей. Четвертый – системность, последовательность вытекающих друг из друга понятий. Только одновременная реализация этих признаков и определяет научность известного результата познания.

   Наука сама по себе аморальна и не оперирует такими понятиями как «добро и зло», «любовь и ненависть» и т.п. Область науки – рациональное знание, формализуемые понятия, имеющие меру. Проблема ответ-ственности ученого перед обществом за результаты своего труда возни-кает не в процессе познания, а только при практической реализации знания, чем занимаются технологи и политики. Любое изобретение че-ловека потенциально опасно для общества, так как опасен сам человек, ведущий беспрецедентную в животном мире внутривидовую борьбу.

    Мы не знаем имени изобретателя очень полезного кирпича. Поэтому некого клясть, когда оный падает на голову.

    Русский химик Н.Д. Зелинский во время работы в Геттингене у В. Мейера отравился горчичным газом (,’-дихлордиэтилсульфид) и на долгое время попал в больницу. В. Мейер опубликовал пропись синтеза этого вещества. Когда в первую мировую войну в Германии изыскивали химическое оружие, обратили внимание на это давнишнее сообщение. Так был создан иприт (назван по месту первого применения у бельгийского города Ипр в 1917 году). По иронии судьбы Н.Д. Зелинский создал универсальный противогаз в 1915году. В то же время некоторые азотистые иприты нашли применение для борьбы со злокачественными опухолями.

    А. Нобель в 1867 г. изобрел динамит. В конце XIX века динамит был основным типом промышленных взрывчатых веществ. Применяют в горной промышленности, на подземных работах в твёрдых породах, где нужны большая мощность и высокая детонационная способность. Но можно и теракт организовать!

    Руководитель американского атомного проекта Роберт Оппенгеймер сказал: «Мы сделали работу за дьявола!» и после первого успешного испытания в 1945 году ушел с этого поста. Решение о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки принимал президент США Гарри Трумэн.

    М.Т. Калашников создал автомат АК (1947), на базе которого проведена унификация стрелкового оружия калибра 7,62 мм: АК, модернизи-рованный автомат АКМ, ручной пулемет РПК, танковый пулемет ПКТ и др. АКМ – самое распространенное в мире стрелковое оружие (100 млн. единиц). Принято на вооружение в 55 странах. Сам Михаил Тимофеевич постоянно подчеркивает, что создавал оружие для обороны Отечества, а не для террористов.

    С.П. Королев, разрабатывая средства доставки ядерного оружия к жизненно важным центрам США, использовал свое служебное положение для реализации программ «Спутник» и «Человек в космосе». Сейчас на спутниковой связи базируется Интернет.

    Таким образом, морально-этические проблемы использования научных знаний возникают вне науки. Где? По-видимому, в рамках мировоззрения, т.е. религии и философии.

    Религия – мировоззрение и мироощущение. Не отвечает, по крайней мере, второму признаку науки. Религиозный опыт и научный эксперимент – несовместны. Двигатель научного поиска – сомнение. В религии сомнение исключено. Оперирует иррациональными неизмеряемыми понятиями: безмерная любовь и лютая ненависть, добро с кулаками и без, абсолютное зло и мелкая пакость.

    Сотни библейских слов и выражений стали крылатыми: «Не хлебом единым», «блудный сын», «вавилонское столпотворение», «выпить чашу до дна», «путь на Голгофу», «запретный плод», «злачное место», «злоба дня», «Каинова печать», «камень преткновения», «козел отпущения», «краеугольный камень», «корень зла», «посеешь ветер – пожнешь бурю», «мерзость запустения», «не от мира сего», «от лукавого», «по образу и подобию», «притча во языцех», «пуп земли», «святая святых», «терновый венец», «умыть руки», «фиговый листок», «хранить, как зеницу ока» и т.п. 10 заповедей и заповеди блаженства являются основой и христианской морали, и этики западного атеиста.

    Философия – любомудрие, то есть любовь мыслить. Согласитесь, что сие есть коренное свойство человека разумного. Еще Рене Декарт в работе «Начала философии»: cogito, ergo sum – мыслил, следовательно, существовал. Признавать способность мыслить только за специальными учеными-философами по меньшей мере диковато. Не отвечает третьему признаку науки. Смею утверждать, что в провинции встречается больше философов, чем в университетах. С горы, на речке, в лесу и пустыне мир виднее, чем из-за бетона, стекла и металла городов. Здесь также стихийно формируется этика общения человека и Природы.

 

    Вера и религиозная вера. Вера противостоит рациональному знанию, основанному на эксперименте. Обычно понятие «вера» связывают с религией. Это не так. Вера – особое психологическое состояние уверенности в чем-либо (в достижении цели, наступления события, истинности идей и т.п.) при недостатке точного знания. Рискну утверждать, что без веры человек не может не только жить, но и на свет появиться. Родители уверены, что их ребенок растет самым красивым, умным, человеком с будущим. Все демографические ямы (во время войны, перестройки, экономических кризисов и т.п.) обусловлены потерей веры потенциальными родителями. Ученый должен быть уверен, что его работа, когда-нибудь будет востребована – ибо рыночного подтверждения своей необходимости, как правило, не получает. Корпоративный дух основан на вере руководителя в коллектив и наоборот. Это одна из основ успеха – при прочих равных условиях.

    Известно, что многие из величайших ученых прошлого и многие из крупнейших ученых наших дней были или остаются верующими. Можно привести слова одного из основоположников астрономии Иоганна Кеплера (1571–1630), который в познании звездного мира черпал, прежде всего, неиссякаемую радость богопознания: «О, как счастлив тот, кому дано через науку возвышаться до небес. Там видит он превыше всего творчество Божие!.. Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты удостоил меня этой величайшей радости: изучать творение Твое... О, как велик наш Бог! Да воспевает непрестанно душа моя славу Его!» Эти слова многое говорят нам о душе И. Кеплера, но едва ли сумеют они поколебать того, кто в ответ на них тотчас вспомнит изречение другого выдающегося астронома П. Лапласа (1749–1827), который на вопрос императора Наполеона Бонапарта о месте Бога во Вселенной заявил: «Сир, я не нуждался в этой гипотезе!».

    Физик Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии, говорит: «Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума – неопровержим. Порядок во Вселенной, кото-рый разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об ис-тинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале – Бог». Правда, М.В. Ломоносов предупреждал: «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, ежели он думает, что по Псалтири научиться можно астрономии и химии».

    Альберт Эйнштейн так говорит о своем отношении к религии: «Я верю в Бога, как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом”. Он не раз подчеркивал: “Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность. Это убеждение зиждется на религиозном чувстве». Ему же принадлежит и следующее высказывание: «Я смотрю на картину, но мое воображение не может воссоздать внешность ее творца. Я смотрю на часы, но не могу представить себе, как выглядит создавший их часовой мастер. Человеческий разум не способен воспринимать четыре измерения. Как же он может постичь Бога, для Которого тысяча лет и тысяча измерений предстают как одно?».

    Луи Пастер, основоположник современной микробиологии и иммунологии, говорил: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории».

    Анри Беккерель – переоткрыватель радиоактивности – засвидетельствовал: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере».

    Атеизм – та же религия. Это вера в то, что Высшего Существа нет. И спорить здесь не о чем. Четвертая антиномия И. Канта: «существует первопричина мира (Бог) – Бога нет» – не решается рациональным спо-собом. Недаром тоталитарные государства, провозглашая атеизм непреложной истиной, быстренько «сотворяли себе кумира» – Гитлера, Сталина, Ким Ир Сена, Доллар и т.п. Термин научный атеизм не выдерживает критики, так как пытается объединить несовместимое. Рациональное (науку) и иррациональное (веру в то, что Бога нет).

    Неразрывен с верой и порождаем ею фанатизм. Слово fanaticus (в связи с fanum – священное место, храм) имело в латинском языке зна-чение сходное с тем, какое принадлежит словам святоша, ханжа. Затем значение изменилось (carmen fanaticum) – иступленный, изуверный, су-масбродный, яростный, иногда вдохновенный.

 

    Религиозный фанатизм. Подчинение какой-либо религиозной идее, которое сопровождается готовностью ради нее жертвовать собою, но в то же время и от других требовать безусловного ей подчинения. Священная инквизиция осуждала фанатиков-еретиков, в свою очередь, заслужив, однако, славу одного из самых фанатических учреждений.

    Примеров в Истории множество. Крестовые походы. Религиозные войны Средних веков. Коллективные самосожжения староверов.

    Одним из чудовищных порождений религиозного фанатизма в наше время стал терроризм, прикрывающийся религиозной фразой. Не буду повторять то, что выплескивается на нас с телеэкранов. Остановлюсь на его античеловечности. Религиозные террористы лишены страха смерти – основного регулятора поведения человека в материальном мире. Самоубийцы тоже. Но последние не тащат на тот свет ближних.

 

    Социальный фанатизм. Подчинение какой-либо социальной идее (коммунизм, феминизм, движение «зеленых», антиглобализм и т.п.), которое сопровождается готовностью ради нее жертвовать собою, но и от других требовать безусловного ей подчинения.

    Стало банальным подсчитывать жертвы коммунистических идеологий в СССР, Китае, Корее, Румынии, на Кубе и т.д. Это государственный терроризм. Но, когда говорится о миллионах, обывателю как-то сложно это представить. Посмотрите Приложение 3 к «Очеркам…» автора. За жертвами идеологических гонений в науке аж в XVI век ходить не обязательно. Обратимся к недавней истории СССР, а именно, к спи-ску репрессированных членов Академии наук СССР (http://sagredo.chat.ru/repress.htm) – научной элиты страны. 208 репрессированных – из них 44 расстрелянных или погибших в тюрьмах и ссылке. Если учесть, что при аресте, каждый из них «тянул» за собой с десяток сотрудников, друзей и родственников, то общее число пострадавших «за науку» становится порядка нескольких тысяч человек.

    Лучшее средство против фанатизма – культура ума и воспитание в людях уважения к человеческой личности. Этими чертами и отличались герои следующей главы.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Аблесимов Н.Е. Очерки неравновесного мира. Венок советов. Т. 1. / Н.Е. Аблесимов – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. 165 с.
Библия. СПб.: Синодальная типография, 1892. ? 1548 с.
Гарин И.И. Что такое этика, культура, религия? / Гарин И.И. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. – 848 с.
Гинзбург В.Л. Разум и Вера / В.Л. Гинзбург // Вестник Российской Ака-демии Наук. 1999. Т. 69 № 6.
Игумен Вениамин (Новик). Вера и знание.
http://philosophy.ru/library/misc/novik/vera_znan.html
Иоанн Павел II. Вера и разум / Иоанн Павел II – М.: Изд-во Франци-сканцев, 1999.
Ирхин В.Ю. Уставы небес. 16 глав о науке и вере / В.Ю. Ирхин, М.И. Кацнельсон – Екатеринбург: изд-во У-Фактория, 2000. – 512 с.
Малая энциклопедия современных знаний / сост. Менделев В.А. – Харьков: Торсинг, 1998. – 768 с.
Маркова Л.А. Наука и религия. Проблемы и границы. / Л.А. Маркова. – М.: АСТ, 1995. – 448 с.
Ойзерман Т.И. Философия как история философии. / Т.И. Ойзерман. –СПб.: Алетейя, 1999.
Рассел Б. Религия и наука. Перевод из Russell В. Religion and Science. – London: Т. Butterworth-Nelson, 1935. http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/PAPERS/ECCE/RSL/RSL_6.HTM
Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ.
Флоренский П.А. Христианство и культура / П.А. Флоренский ? М.: Харьков АСТ Фолио, 2001. ? 663 с.
Христианская вера и наука. http://orthodox.kuban.ru/C_6_2_4.htm


Home  
Write Me  

 
 
 

Hosted by uCoz