Аблесимов Н.Е. Концепции современного естествознания. 1. ИТАК, НЕ ТОРОПЯСЬ, ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ |
||
Пожилой камикадзе из Эдо,
Как и все, твердо верил в победу.
Но лететь не спешил.
Потому-то и был
Пожилым камикадзе из Эдо!
Поскольку Вы пришли учиться, естественно, возникают вопросы: у ко-го, чему, как и зачем? Ответим.
У кого? Смотри предыдущую страницу и списки литературы в конце разделов.
Чему? Языку специальных дисциплин и поиску информации. Всю сумму знаний, накопленных человечеством, вместить в память студента невозможно и не нужно. Путь увеличения количества преподаваемых дисциплин отражает тенденцию дифференциации знаний и является тупиковым.
Кроме того, существует устойчивое заблуждение об информационном буме (удвоении количества информации каждые 10-15 лет). На самом деле увеличивается количество источников информации. Например, в XIX веке насчитывалось сотни научных журналов. В начале XXI века только частный Институт научной информации (ISI) в Филадельфии, США реферирует в Science Citation Index – около 5900 научных и техни-ческих журналов (//scientific.thomson.com/isi). А всего в мире их издается свыше 30000. Увеличилось количество «переписчиков» (учебники, сло-вари, энциклопедии, компакт-диски, базы данных). Отсюда – ошибки и устаревшие сведения, кочующие по вторичным источникам. Вы должны уметь критически воспринимать печатную информацию и уметь искать первоисточники. Бумага все терпит, но не все напечатанное верно. Прирост рационального знания в этом море бумажно-электронной шелухи относительно мал.
Учитесь выступать и владеть аудиторией. Это возможно при условии десятикратного превышения объема имеющейся информации над со-общаемой.
Учеба – это насилие. Человек недалеко ушел от животного с тех пор как слез с дерева. Обучение для животного противоестественно. По-этому постарайтесь расслабиться и получить удовольствие. Со временем привыкните, и для некоторых из Вас потребление информа-ции станет потребностью и наслаждением. Поверьте, что беседовать с умными классиками гораздо приятнее, чем трепаться за бутылкой пива с сокурсником или судачить за рюмкой чая о прикиде подружек.
Как? Здесь выбрана форма семинаров, заключающаяся в подготовке студентами рефератов на заданные темы. Учимся искать информацию, перерабатывать и оформлять ее.
Все информационные поиски основаны на системе ключевых слов и выражений – спасательных кругов в море информации.
Толковые словари и энциклопедии, предметные указатели учебников и каталоги библиотек, «бинокль-найти» в меню «правка» компьютера и поисковые Интернет-системы – http://www.yandex.ru/ – http://search.rambler.ru/ – http://sm.aport.ru/ – http://www.altavista.com/ – http://search.yahoo.com/ – http://www.google.com/. Реферат состоит из титула.
Далее текст 8-10 страниц формата А4 с одной стороны. Старайтесь реферировать найденный материал. В «цельнотянутых» текстах много «воды». Вы должны знать значение используемых терминов. Завершаем текст списком использованной литературы, включая и Интернет-адреса (см. конец раздела). Обязательно. Система перекрестных ссылок придумана схоластами, свидетельствует об уровне работы и позволяет проверить или уточнить цитируемые сведения. Цитаты должны быть точными. Иначе – море – только не информации, а ошибок (информационный шум).
Зачем? Не ради оценок. Забудьте школьную систему как страшный сон. Вам нужны знания, а не отметки. Диплом нужен только отделу кад-ров, а вкладыш с оценками вообще никому не нужен. Работодатель ставит отметки в ведомости на зарплату. Человек является неравновесной открытой системой. Как заметил еще Гераклит Эфесский: «Человек подобен фонтану – форма одна и та же, а вода всегда разная». Для ус-тойчивости такой системы необходим приток вещества и энергии, что, в конечном итоге, одно и то же. Опосредованно этот приток выражается в зарплатной ведомости. В потребительском обществе деньги – эквивалент энергии. Термодинамический взгляд на смысл жизни – борьба против роста энтропии – прост как правда и, как правда, жесток. Но, кто жестко стелет – мягко спит. В этой борьбе человек обречен на пора-жение, но только через десятки лет после рождения – кому сколько отпущено. Кем отпущено? Разберемся…
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Аблесимов Н.Е. Очерки неравновесного мира. Венок советов. Т. 1. / Н.Е. Аблесимов. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. 165 с.
Воронов В.К. Основы современного естествознания: Учеб. пособие для вузов / В.К. Воронов, М.В. Гречнева, Р.З. Сагдеев. – М: Высшая школа, 1999. – 247 с.
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Гл. 12: Лич-ность и этика ученого. / А.А. Горелов – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 227-247.
Гуляев С.А. Основы естествознания / С.А. Гуляев, В.М. Жуковский, С.В. Комов. – Екатеринбург: УралЭкоЦентр, 2000. – 560 с.
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания / Т.Я. Дубни-щева – Новосибирск: 1997. – 832 с.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания / С.Х. Карпен-ков. – М.: Высш. Школа, 2000. – 334 с.
Концепции современного естествознания. Метод. рекомендации / Сост.: Т.Я. Дубнищева. – Новосибирск: 1997. – 80 с.
Лобачев А.И. Концепции современного естествознания / А.И. Лобачев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, – 239 с.
Малая энциклопедия современных знаний / сост. Менделев В.А. – Харьков: Торсинг, 1998. – 768 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов – М.: Рус. язык, 1989. – 334 c.
Потеев М.И. Концепции современного естествознания / М.И. Потеев. – СПб.: Изд-во «Питер», 1997. – 352 с.
Физическая энциклопедия. В 5 томах. – М.: Советская энциклопедия, 1988-1998.
Философия: учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 677 с.
Химическая энциклопедия. В 5 томах. – М.: Советская энциклопедия, 1988-1998.
Чолаков В. Нобелевские премии. Ученые и открытия / В. Чолаков. – М.: Мир, 1987. – 368 с.
Home | ||
Write Me |