Аблесимов Н.Е. Концепции современного естествознания.
12. ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТА РОССИИ
11. НЕУЖЕЛИ ЖЕНЩИНЫ НЕ СПРАВЯТСЯ?
Оглавление
13. ЭТИКА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО

       

Нет мудрее и прекрасней средства от тревог,
Чем ночная песня шин.
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог
Штопаем ранения души.

Юрий Визбор

 

Звенели колеса, летели вагоны,
Гармошечка пела: «Вперед!»
Шутили студенты, скучали «погоны»,
Дремал разночинный народ.
Я думал о многом, я думал о разном,
Смоля папироской во мгле.
Я ехал в вагоне не самом прекрасном
По самой прекрасной земле.

Александр Шаганов

 

Горит фонарик на крыле. Всю ночь качаются во мгле:
Два альпинистских рюкзака, пять манекенщиц на показ,
За орденами в Душанбе два капитана КГБ.
Сто пассажиров на борту несут сквозь ночь турбины «ТУ».

Юрий Визбор

    Транспорт (от латин. transporto – перемещаю), отрасль экономики, осуществляющая перевозки людей (пассажирский транспорт) и грузов (грузовой транспорт). Виды транспорта: наземный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской, речной), воздушный (авиационный). Транспорт охватывает все сферы материального производства (в том числе, например, внутризаводской транспорт) и личное потребление (автомобили, мотоциклы, велосипеды, катера и т.п.). Есть еще и трубопроводный транспорт.

    Автомобильный. На долю автотранспорта приходится значительная часть (до 60-70 %) химического и подавляющая доля (до 90 %) шумового загрязнения, особенно в городах. В настоящее время ежегодный прирост мирового парка автомобилей равен 15 млн., а его численность – более 600 млн. Каждые четыре из пяти автомобилей общего мирового парка – легковые и на их долю приходится более 60 % пассажиров, перевозимых всеми видами транспорта.

    Первая проблема обозначена в классическом российском апокрифе: дураки начальники и дороги. Безопасность водителей, пассажиров и пешеходов во многом зависит от состояния дорог. Эта вяло текущая автовойна уносит в ГОД (2004) в России 34000 человек и калечит около 200000. Сравните с 14000 погибших за 10 лет Афганистана и 10000 погибших за время конфликта в Чечне.

    Вторая заключается в цене на энергоносители. Перед Вами динамика цен на бензин марки АИ-92 в России.

    Грубая экстраполяция дает цену в 2009 году в 25 руб./литр. Это уже ближе к европейской цене. После этого Россию примут в ВТО и Евросоюз. Возможно и в НАТО. Только автомобиль станет роскошью, если не найдется принципиально нового решения проблемы. Как с ЭВМ. IBM и Microsoft сэкономили человечеству мегатонны ресурсов, переместив компьютеры из огромных залов на письменные столы пользователей.

    Третья – загрязнение воздуха в мегаполисах на 80 % обеспечивается автовыхлопами. За въезд в центр Лондона автомобиля недавно стали взимать приличную плату. Водородный двигатель проблемы не решит, так как для производства необходимого сейчас автомобилям водородного топлива нужны электрические мощности в четыре раза превосходящие нынешние. Выход – все-таки общественный электрический транспорт.

    Все эти проблемы начнут решаться комплексно только в середине XXI века, когда нефть станет роскошью. До этого нефтяные компании будут лоббировать неторопливые темпы решения проблем автотранспорта.

 

    Железнодорожный. Стало расхожим утверждение, что железные дороги это кровеносная система России. Наглядно это видно на рисунке, где представлено сравнение долей видов транспорта России (2002 г.) и Германии (1950 – 2000 гг.). Комментарии излишни. При наших просторах по энергетическим и экологическим показателям ж/д транспорт опережает авиа- и авто-, а по перевозкам массовых грузов вообще не имеет конкурентов.

    Тем не менее, проблемы есть. Например, нигде в мире железные дороги не прокладывают в районах с островной и вечной мерзлотой. В России это БАМ, проекты Якутской и Коми магистралей. Здесь прослеживаются не только инженерные проблемы, но и фундаментальные физико-химические, связанные с характеристиками грунтов под нагрузкой при перепаде температур в 100 градусов (– 50 ... + 50 ).

    Организационно-управленческие проблемы также не сравнимы с сетью европейских стран и требуют мониторингового уровня.

 

    Воздушный. Очевидно, что базарно-рыночная экономика новой России пагубно отразилась на авиатранспорте. Пассажиропоток снизился с 120 млн. в 1990 г. до 30 млн. в 2003 г. Количество аэропортов с 1302 в 1992 г. до 451 в 2003 г. В основном за счет малой авиации. Половина парка воздушных судов России к 2010 г. будет списана. Хорошие слова «…только самолетом можно долететь…» грозят превратиться в не менее хорошие «самолет – хорошо, а оленем лучше!».

    Понятно, что это системный кризис. Без государства его не решить! Каков же выход?

    1. Объединение 200 авиакомпаний России и снижение их количества до 4-5. Уже сейчас 50 % пассажирских перевозок приходится на четыре самые крупные: «Аэрофлот – РА», «Сибирь», «Пулково» и «КрасЭйр».

    2. Объединение авиапроизводителей в одну смешанную компанию. Иначе с Боингом и ЕвроАэробусом не справиться.

    3. Производство принципиально новых воздушных судов подобных: экранолету, воздушно-космическому самолету и летающей тарелке ЭКИП. Конструкторские заделы у России есть.

 


    Трубопроводный транспорт, вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубопроводам. Ассоциативно это слово связывается с нефте- и газопроводами. Так ли это? Есть такое не очень благопахнущее понятие «канализация». Да когда-то это были каналы, ручейки и реки грязи. Теперь все это «благоухание» убирается… Правильно, в трубы. А пневмопочта в библиотеках. Кроме того, водо- и теплоснабжение городов и промышленных предприятий и трубы в технологических системах.

    Еще одно наблюдение. Сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место в мире среди причин инвалидности и смертности населения. А что такое сосуд? Труба. Тромб – закупорка трубы. Инсульт – разлив жидкости (крови) из трубопроводной системы.

    Понятно, что проблемы трубопроводного транспорта очень актуальны и обширны. От энергетики до здоровья населения. И причины выхода из строя подобны. Их всего две. Засорение (закупорка, тромб, склеротические бляшки) и разрыв стенок (коррозия, эрозия, механическое нарушение целостности).

    Проблемы трубопроводного транспорта остро выступают на передний план в свете развивающегося мирового рынка энергоресурсов и возрастающей роли России как одного из ключевых поставщиков углеводородов. Так объемы транспортировки нефти на экспорт из стран бывшего СССР по системе трубопроводов "Транснефти" в 2001 г. составят около 160 млн тонн. С учетом ввода в строй Балтийской трубопроводной системы, трубопровода "Дружба-Адрия" и системы Каспийского трубопроводного консорциума объем поставок сырья может возрасти до 170-172 млн тонн.

    Это экономически выгодный вид транспорта, ему присущи: универсальность, отсутствие потерь грузов в процессе транспортировки при полной механизации и автоматизации трудоемких погрузочно-разгрузочных работ, возврата тары и др. В результате снижается себестоимость транспортировки (для жидких грузов в 3 раза ниже по сравнению с перевозкой их по железным дорогам).

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бокрис Дж.О.М. Топливо, не загрязняющее окружающую среду / Дж.О.М. Бокрис // Химия окружающей среды. – М.: Химия, 1982. – С. 502-521.

Бокрис Дж.О.М. Заметки о транспорте, работающем на электрохимических источниках энергии / Дж.О.М. Бокрис // Химия окружающей среды. – М.: Химия, 1982. – С. 522-529.

Жуков И. Машина-пружина / И. Жуков // Аиф-Петербург. – № 34. – 2003. – С. 14.

Шотт Н. Шаги сокращения транспортного загрязнения окружающей среды. Учебная работа. М.: 2003.

http://www.cardio-burg.ru/magazin/magazin.php?nnn=2001_3&cont=200103s10


Home  
Write Me  

 
 
 

Hosted by uCoz